Дача как высокое искусство
Русская дача для отечественных художников всегда была больше чем загородный дом в окружении сада. Это уголок вдохновения, где рождаются настоящие шедевры. Порой на них появляется и сама дача.
Иван Шишкин. На даче (Около дачи), 1894 год
На выставке русского искусства в Казани в 1898 году Иван Шишкин представил две картины – «Полянка» и «На даче». Оба пейзажа, выполненных в импрессионистической манере письма, сразу же привлекли внимание публики.
В картине «На даче» все пронизано солнечным светом. Мягкие тени, отсутствие тёмных пятен – всё это помогает зрителю одновременно почувствовать прохладу листвы и жаркий полдень. Особенное очарование и уютное настроение придает картине фигурка женщины под зонтиком.
Дачная картина Шишкина до того понравилась властям, что чиновники обратились к художнику с просьбой оставить картину в Казани. О своём согласии Шишкин сообщил телеграммой, которая была отправлена им в день, оказавшийся последним в его жизни: 8 марта 1898 года.
Борис Кустодиев. На террасе, 1906 год
У многих великих русских писателей и художников был свой заветный уголок земли: пушкинское Михайловское, левитановский Плёс, усадьба Шахматово Александра Блока, село Никольское Николая Рубцова... У Бориса Кустодиева тоже было своё «место силы», в котором он провёл самые счастливые и плодотворные годы: дом-мастерская «Терем» возле деревни Маурино в Костромской губернии. Именно в «Тереме» была написала одна из самых светлых и лиричных его работ – «На террасе», по сути, семейный портрет в дачном интерьере.
На картине, в обстановке самого обычного вечера, изображена вся семья художника: жена, сестра с мужем, их дети и няня. Хозяйка, приглядывая за младшей дочкой, разливает чай, а за столом другие члены семьи ведут неспешный разговор. Летний ветерок колышет занавеску, самовар начищен до блеска, в чашках остывает горячий чай, на террасу тихо спускается вечер – вот он, момент тихого семейного счастья.
Художник проводил в доме-мастерской на Волге каждое лето, пока болезнь не лишила его этой возможности. За полтора года до смерти Кустодиев писал: «Я прожил в тех местах десять лет и считаю эти годы одними из лучших в своей жизни. Все те места... все эти пейзажи, которые я каждый год рисовал и которые вошли ко мне на картины как материал. Всю эту округу я знал как свои пять пальцев, бродя каждый день там с ружьём. Живя в Ленинграде [тогда ещё Санкт-Петербурге, затем Петрограде] зимой, каждый раз к весне уже подготовлялся ехать на лето туда, мечтая об этих всех любимых лесах и перелесках...»
Константин Коровин. За чайным столом, 1888 год
«За чайным столом» – одна из «жуковских» картин Константина Коровина. Цикл получил название от деревни Жуковка, где располагалась дача Поленовых, с которым Коровин был дружен. Сюда художник приезжал не только отдыхать, но и решать важные технические задачи – Коровин много работал над проблемой передачи света и воздуха.
На картине художник изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова. Однако не портреты людей и не их характеры интересуют Константина Коровина. Как и многим импрессионистам, ему важно передать общее настроение, изобразить сиюминутное мгновение в его реалистичности и динамичности.
Илья Репин. На Академической даче, 1884 год
Академическая дача открылась 22 июля 1884 года «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской академии художеств. До революции здесь работали многие известные художники – Архип Куинджи, Валентин Серов, Исаак Левитан и др. Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Репин.
Ученик «Академички» А. Г. Орлов писал другу: «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причём кричали «Ура!» и бросали вверх шапки». На картине Репин изобразил непраздный отдых художников – за мольбертами.
Благодаря меценату Василию Кокореву работали художники на Академической даче с комфортом: на содержание каждого из них отпускалось по 20 рублей в месяц, причём на руки выдавали по 5 рублей – на холсты, краски, бумагу, карандаши и наём натуры. В домах были устроены спальни, библиотека, зал для занятий музыкой, пением и чтением, большая мастерская в два зала и фотомастерская.
Владимир Маковский. Приезд на дачу, 1899 год
Художник Владимир Маковский – мастер жанровых сцен. Большинство его картин – это зарисовки реальной жизни простых людей и крестьянского быта.
Летние месяцы Маковский нередко проводил на даче у Щирского озера, примерно в трёх километрах от деревни Выборово Стругокрасненского района. Здесь он написал немало картин, например, «Игру в бабки», признанную одной из лучших «детских» картин в русской живописи. А ещё – «Приезд на дачу». На этой картине художник запечатлел момент загородной встречи: среди зелени и солнечных бликов на высоком крыльце хозяева принимают гостей.
Исаак Левитан. На даче в сумерки, 1892 год
Год, в который была написана картина, для Исаака Левитана выдался нелёгким: в очередной раз ему, как еврею, нужно было испытать на себе унизительную процедуру выселения за пределы Москвы. Более того, художнику грозил отъезд за черту оседлости, несмотря на то что к этому времени он уже приобрёл широкую известность. Именно поэтому Левитан прожил в «имении Городок», что во Владимирской губернии близ железнодорожной станции Болдино, не только лето, но и осень, и начало зимы.
В Городке Левитан снимал две комнаты в доме зажиточного крестьянина А. Н. Попкова: его дом стоял на высоком берегу, окна выходили на реку, и оттуда можно было видеть и обрывистый берег, и поросший травами луг, и подходивший к деревне лес. Здесь Левитан создал одну из своих известнейших картин – «Летний день» и менее известную – «На даче в сумерки».
Марк Шагал. Окно на даче, 1915 год
Картину «Окно на даче» Марк Шагал написал в деревне Заольшье, что недалеко от Витебска, куда после свадьбы он отправился вместе с женой Беллой Розенфельд. Интересно, что отец Беллы – богатый производитель роскоши и владелец трёх магазинов ювелирных украшений – был против её союза с Шагалом: как может сын рассыльного торговца селёдкой быть парой его дочери?! Однако Белла стала для Шагала не только верной и любимой женой, но ещё и музой. Она шла бок о бок с художником сквозь все невзгоды и неудачи, была его надёжной опорой и мудрой поддержкой. Она умерла в 1944 году и навсегда осталась для Шагала единственной настоящей любовью. Спустя годы после её смерти он писал: «В течение долгих лет её любовь наполняла моё искусство. Весь мир для меня потерял краски».
Неудивительно, что тема любви была главной в творчестве Шагала, и он не раз рисовал на полотнах себя и Беллу. Картина «Окно на даче» не исключение. На переднем плане изображено окно, рама которого образует крест, с видом на опушку берёзового леса. Внизу перед окном – два профиля: Белла и Шагал. Занавеска откинута, влюблённые любуются пейзажем – во всём царит атмосфера гармонии и покоя.