Какие документы нужны для строительства
Построить собственный дом — это главная мечта любого нормального человека, особенно в нашей стране, где основная масса населения провела своё детство и юность в малогабаритных «хрущёвках». Свой дом — это символ абсолютно нового статуса в жизни и обретение очень важного чувства хозяина. Но к этому серьёзному жизненному этапу надо и готовиться на самом серьёзном уровне. А это значит — будущему домовладельцу приходится погружаться в темный и сложный мир юридических процедур, без которых, увы, не обойтись.
Чтобы на этом непростом пути избежать возможных ошибок и просчётов, мы попробуем облегчить вам этот путь, и поможет в этом наш эксперт — юрист Анжелика Арутюнова.
Строительство дома делится на 4 важных этапа: подготовка документов, само строительство, ввод в эксплуатацию и регистрация прав собственности. Итак, у вас есть участок для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) — именно в таком статусе должна быть оформлена земля, на которой можно строить настоящий, а не дачный дом.
В 1997 году с отличием закончила Московскую государственную юридическую академию им. О.Л.Кутафина. 15 лет отдала работе в адвокатуре. Неравнодушна к садоводству и ландшафтному дизайну. Особая сфера интересов — юридические казусы, связанные с загородной недвижимостью.
Напоминаю, что участок под ИЖС тоже имеет свои ограничения: вы не можете строить на нём здание выше трёх этажей и площадью не более 1500 квадратных метров. На одном участке ИЖС можно строить только один дом для одной семьи. Этот дом должен быть расположен не ближе 5 метров от улицы и от любой хозяйственной постройки. До соседнего с вами дома должно быть не менее 8 метров — это всё требования правил противопожарной безопасности. Нарушение любого из этих пунктов может в будущем вызвать серьёзные неприятности, вплоть до сноса готового дома.
Для того, чтобы получить разрешение на строительство, вам надо подать соответствующее заявление в органы местного самоуправления или МФЦ. При подаче этого заявления вы прилагаете свидетельство о праве собственности на участок под ИЖС, план участка, ваш паспорт и желательно проект будущего дома. В принципе, закон сегодня не требует обязательного предъявления проекта. Тем не менее, лучше обзавестись таким проектом, чтобы облегчить для себя все последующие процедуры. Срок рассмотрения вашего заявления — 10 дней. При этом, вы не платите никакой госпошлины. Напомню, что полученное разрешение действует в течение 10 лет. Однако, если вы ничего не построите на своём участке за этот срок, то спустя 10 лет с вас начнут удерживать двойную ставку налога на землю, а это сегодня уже довольно немаленькая цифра, поэтому решайте сами.
Кстати, если вы начинаете строительство в коттеджном поселке, обязательно надо согласовать свой проект с соседями. Если на участке имелись деревья или другие зеленые насаждения, которые вы собираетесь спиливать, это можно сделать только после разрешения от лесной инспекции вашего района.
После получения всех разрешений можно смело приступать к самой стройке. И здесь стоит помнить о некоторых элементарных юридических формальностях.
Во-первых, ни в коем случае не обращайтесь за помощью к «сезонным рабочим», какие бы низкие цены они вам не предлагали. Сегодняшний строительный рынок давно уже вышел на цивилизованный уровень, поэтому лучше обращайтесь к компаниям, имеющим опыт застройки и портфолио с реализованными проектами.
С такими компаниями обязательно заключается договор подряда, составляется техническое задание (ТЗ), план-график производства работ, график финансирования, смета. В договоре обязательно фиксируется сумма затрат на материалы, стоимость работ на каждом этапе, срок начала и окончания работ, а также гарантийные сроки на проведённые работы. Очень важно в ТЗ тщательно и чётко прописать все ваши пожелания — так, чтобы ни один пункт не вызывал двойного толкования: материалы, особенности конструкции, расположение инженерных коммуникаций и т.д. План-график должен давать чёткое понимание всех этапов работы и финансирования. Ни в коем случае не подписывайте договор с открытой сметой. Отдельно фиксируйте условия и оплату доставки материалов, поскольку про эту статью расходов очень часто забывают, а она, как правило, очень внушительна.
Напоминаю, что при строительстве частного дома ни одна из контролирующих организаций не обязана проводить проверку СниПов, поэтому контроль за качеством стройки полностью лежит на вас. Рекомендуем после завершения строительства обратиться к независимым экспертам, которые помогут вам проверить объект перед приёмкой.
Ну, вот, дом, наконец достроен, теперь наступает новый этап — введение в эксплуатацию. Для этого вам следует обратить в Бюро технической инвентаризации (БТИ) по месту нахождения вашего дома. Эта услуга платная, и цена оформления зависит от региона проживания. Специалист БТИ выезжает на ваш объект, проводит замеры внутри и снаружи здания. Только после таких точных замеров при помощи лазерного измерителя вы получите самые точные данные о площади дома и его объёмах, и вам будет выдан технический паспорт объекта. Именно эти размеры теперь становятся налогооблагаемой базой для вашего дома. Кстати, не забывайте, что после окончания строительства и получения всех документов вы имеете право на налоговый вычет, если до этого вы ни разу не воспользовались им.
Следующий этап легализации вашей постройки — получение почтового адреса. Для этого вы должны подать заявление в администрацию населенного пункта и приложить к нему свидетельство на собственность участка плюс разрешение на строительство. Как только вы получаете почтовый адрес, вы можете прописываться в своём доме.
И последний юридический этап — оформление кадастрового паспорта, которое происходит в Кадастровой палате или местном МФЦ. Только после оформления всех этих необходимых бумаг вы становитесь полноправным владельцем дома, с которым можно совершать любые юридические действия — продавать, закладывать и т.д.