Наши соседи

Московские деревни. Посёлок художников

Сокол, или «посёлок художников», – пожалуй, самый известный из ныне существующих в черте МКАД посёлков сельского типа – с деревянными домиками, палисадниками и даже огородиками.

Жилищно-строительный кооператив «Сокол» начал строиться в начале 1920-х годов на окраине Москвы. В те годы жилья в городе катастрофически не хватало, бараки расселялись, буржуи уплотнялись, но своя жилплощадь была далеко не у всех. На волне новой экономической политики (нэп) было разрешено частное строительство в составе кооперативных товариществ. Посёлок Сокол был прогрессивным экспериментом архитекторов и ландшафтных дизайнеров своего времени. Изломанная проектировка улиц, дома, развёрнутые под углом к красной линии, глухие фасады и прочие новаторские эксперименты. В основе проектирования посёлка была идея о городе-саде (том самом, как у Маяковского). Над проектом посёлка работали архитекторы Николай Марковников, Виктор Веснин, Алексей Щусев.

Посёлок не планировали сделать заповедником для богемы – «художественное» прозвище он получил после переименования улиц в честь знаменитых живописцев: Верещагина, Сурикова, Брюллова, Шишкина и других выдающихся деятелей, не имевших никакого отношения к этому поселению и к моменту создания кооператива уже скончавшихся. Художником, правда, был автор идеи переименования улиц – Павел Павлинов, он же был одним из застройщиков посёлка.

С официальным названием посёлка – Сокол – тоже не всё просто. Это современникам кажется, что его назвали в честь ближайшей станции метро. Но никакой станции поблизости в те времена и в помине не было. Это станцию метро в своё время назвали в честь посёлка. По одной версии, изначально посёлок планировали построить в районе Сокольников, но потом планы изменились (кто-то даже выдвигает забавную версию, что в Сокольниках, стародачном месте, был для этого неподходящий климат). По другой версии, Сокол – фамилия известного животновода, проживавшего в этой местности. Кто-то вспоминает про строительный инструмент «сокол штукатурный», а кто-то про «сталинских соколов», как называли тогда лётчиков (может быть, сыграло роль соседство с аэродромом).

Лётчики действительно оставили свой след в жизни посёлка. Правда, трагический. В 35-м году над Соколом потерпел катастрофу крупнейший советский самолёт того времени – «Максим Горький» (АНТ-20). Он столкнулся с самолётом сопровождения во время показательного полёта. Истребитель ради киносъёмки делал мёртвую петлю вокруг «Максима Горького» и упал на него. На АНТ-20 находились, помимо членов экипажа, семьи конструкторов самолёта, в том числе дети. Всего погибло 49 человек. Но на земле, в посёлке, никто не пострадал. Был разрушен только один дом, на который упала основная часть фюзеляжа, сам самолёт развалился в воздухе.

Участие в кооперативе в 1920-е было делом недешёвым. По тем временам за вступление в товарищество просили 10 с половиной золотых червонцев, а стоимость самого коттеджа была не менее 600. Так что позволить себе стать членами кооператива могли не последние люди в Москве: чиновники, партийная номенклатура, главы банков (пусть и национализированных), главные инженеры, лётчики, спортсмены и т. д. Художники с архитекторами здесь проживали тоже, правда, не абы какие, а профессора и члены союзов. Пайщикам обещали владение домами в течение 35 лет без уплотнения. Правда, пока строился посёлок, времена изменились, нэп свернули, посёлок уплотнили, а председателя кооператива, ясное дело, расстреляли. А для пущей наглядности на недостроенной части посёлка поставили многоэтажный дом для работников НКВД.

В конце 40-х посёлок обзавёлся водопроводом и канализацией, а также паровым отоплением, в 60-х провели газ. Посёлок пытались снести и в 50-е, и в 60-е. Но всё как-то обходилось. А в конце 70-х ему присвоили статус памятника градостроительства первых лет советской власти. Земля, конечно, под домами находится в собственности города, а с жильцами заключён договор бессрочной аренды. Но дома в основной своей массе приватизированы. В каких-то до сих пор живут потомки первых пайщиков кооператива. А какие-то приобрели новые состоятельные граждане. Современные деятели искусства в посёлке тоже появляются, их привлекает романтика посёлка посреди города, но чаще они или арендуют жильё, или покупают для своего офиса. Одним из известных жильцов уже постсоветского времени был Ролан Быков с семьёй, которые заехали в довольно скромный по нынешним меркам дом в начале 1990-х годов.

Хозяева не всегда соблюдают те ограничения, которые накладывает на недвижимость статус памятника. Поэтому нескольких десятков исторических зданий посёлок уже лишился, и вместо них на участках появился новодел. Но в основном старые домики сохранились в первоначальном виде и, на первый взгляд, ничем не отличаются от подмосковных дачных домов неизвестных авторов. А на приусадебной территории «московские деревенские», как и их загородные собратья, любят складировать старые запорожцы и прочий очень нужный хлам. И только «Википедия» сможет подсказать, что вот эта изба – стилизация под русский пятистенок, та – традиционный английский коттедж, а вот этот дом – победитель международного конкурса. Но москвичи, туристы и местные мамы с колясками любят это место не за достижения архитектуры. Это просто очень уютный зелёный оазис, где можно отдохнуть от надвигающейся «урбанистики» с её мегамоллами и небоскрёбами.

Из «инфраструктуры» в посёлке есть частный английский детский сад и библиотека. До 2015 года на территории Сокола функционировал родильный дом, построенный в конце 1930-х. Правда, обслуживал он не только жительниц посёлка, но и всех родильниц района.

В доме местного правления есть музей посёлка, здесь хранятся фотографии известных жителей, а также обломки самолёта, когда-то рухнувшего на дома.

Прогуляться: м. «Сокол», МЦК «Панфиловская»

Елена Варламова