Новости

Сергей Экономов: «Хорошая архитектура остается достоянием избранных»

Герой нашего нового номера — человек, который вот уже 20 лет формирует архитектурные вкусы россиян и знакомит нас с лучшими производителями отрасли. Архитектор, издатель, писатель, президент медиавыставочного холдинга «Красивые дома» Сергей Экономов.

— Сергей Львович, вы так много всего успеваете делать, что сложно не забыть все «титулы», представляя вас читателям. Какая профессия для вас главная?

Сложно сказать, я шесть лет еще при Советском Союзе проработал в издательстве «Молодая гвардия» главным архитектором. А 20 лет назад начал издавать журналы. Первым был журнал «Красивые дома», потом стали появляться другие издания. Все они посвящены архитектуре, дизайну, декору и строительству. Самое большое количество журналов, которые мы выпускали, — 12, сейчас их 8. Кроме этого, я издал 25 книг по архитектуре и дизайну. Наибольшую известность получил двухтомник «Архитектор Федор Шехтель. Энциклопедия творчества», за который мне вручили награду Союза московских архитекторов «Золотое сечение». Моя книга «Русское деревянное зодчество» — тоже уникальное издание, для него я 30 лет собирал материал. Эту книгу удалось выпустить в свет перед самым кризисом.

— Вы сказали, что 20 лет назад открыли издательство? То есть, получается, во время кризиса 1998 года?

Раньше все было не так. Да и я бы не сказал, что просто издаю журналы. У меня очень разноплановый бизнес. Я уже 15 лет организую международные выставки, посвященные строительной (и не только) тематике. В 1997 году, когда вышел первый номер журнала «Деревянные дома», я поехал в Миннеаполис на крупнейшую на тот момент выставку, посвященную этой теме.

В США меня очень хорошо принимали, причем это был канун Нового года — снег, небоскребы, мороз 15 градусов. И организатор выставки, который также сам издавал журналы, научил меня, что надо делать. И я тоже пошел по этому пути. Так, выходит журнал «Деревянные дома» — и есть выставка «Деревянный дом», выпускается журнал «Камины и отопление» — и проходит выставка под таким же названием, журнал «Бассейны и сауны» — и выставка «AQUA SALON. Wellness & SPA. Бассейны и сауны», журнал «Дом и сад» — «Дом и сад. Moscow Garden Show» и т. д.

— «Дом и сад» посвящен ландшафтному дизайну?

Это целая отдельная ниша! С журнала «Дом и сад» данное направление начиналось. Его главная идея — показать работы лучших ландшафтных архитекторов. Если вы возьмете большинство журналов, которые сейчас выпускаются по садовой тематике, они все для домохозяек: рассказывают, как надо сажать, выращивать цветы, делать клумбы. У нас основной упор именно на ландшафтный дизайн. Сначала мы показывали работы российских архитекторов. Затем стали ездить в Англию на выставку в Челси. И я даже вступил в Королевское садоводческое общество в Великобритании. Снимал там много садов, статьи о них мы публиковали потом в журналах.

— У вас в кабинете висит фотография с английской королевой Елизаветой II. Это как раз с выставки в Челси?

В Москве мы проводили выставку «Дом и сад. Moscow Garden Show», на которую каждый год приглашали именитых ландшафтных архитекторов. В основном это были англичане. Они приезжали, давали мастер-классы, выступали на конференциях. На одну из выставок приехал Дэвид Домани, которого можно назвать рок-звездой ландшафтного дизайна. Он очень талантливый, ведет различные передачи. Пока Дэвид был в Москве, мы сдружились. Он в ответ пригласил меня участвовать в выставке Chelsea Flower Show, и в 2009 году я поехал в Англию. Домани сразу предупредил, что экспозицию посетит королева, а после пройдет настоящий прием. Я решил подготовиться, посмотрел, кто в списке приглашенных, а там Элтон Джон, известные актеры, настоящий бомонд. Купил фрак… и в таком официальном виде оказался один на приеме. Все остальные были одеты более демократично. Но зато у меня теперь есть фрак.

— Как вы считаете, почему сейчас люди предпочитают строить именно деревянные дома?

Не будет преувеличением сказать, что на моих глазах сформировался рынок. Когда я издал первый журнал в 1997 году, на рынке работала только финская фирма Honka и какие-то рубачи… Рынка, по сути, вообще не существовало, а то, что было, отличалось ужасным качеством. Поэтому люди, которые могли себе позволить дом, строили в основном из кирпича. Постепенно ситуация стала меняться. Российские производители научились работать на импортном оборудовании, повысив таким образом качество строительных материалов. К тому же появилось много архитекторов, поменялось отношение к деревянному дому. Компания «Теремъ» тоже прошла большой путь. От построек экономкласса она переориентировалась на большие дорогие дома.

— Какие новые технологии сейчас особенно актуальны?

Собственно, клееный брус оказался в свое время достаточно революционной технологией. Противники клееного бруса говорят, что при его изготовлении применяется клей, поэтому материал становится не таким уж экологически чистым. Профилированный брус в этом плане считается более «правильным», но он трескается, и трещины могут быть с палец толщиной.

Еще сейчас активно развивается технология стройки из панелей, которые, грубо говоря, представляют собой фанеру из бруса. На компьютере задаются все размеры, и из этих брусовых панелей, как лего, ставятся этажи. Сейчас данная технология активно применяется в Лондоне, но англичане полностью обкладывают такие дома кирпичом — это у них в культуре. Но для частного домостроения такое строительство обходится еще очень дорого и не скоро получит широкое распространение.

— Что отличает российского владельца дома от западного?

Россия — азиатская страна, как ни крути. У нас любят золото, любят роскошь. Европу все больше и больше захватывает архитектурный минимализм. Мы сейчас даже стали реже сотрудничать с западными журналами. Если раньше обменивались материалами, то сейчас все больше и больше расходимся. Там популярна аскетичная, холодная архитектура, все выхолощено, все меньше наклонных кровель. А в России это не приживается: наши люди любят рюшечки, детальки, все более традиционное.

— Какие сейчас еще существуют тенденции загородного строительства помимо традиционной архитектуры?

Как в Европе, так и в России набирает обороты отделка под старину, то есть брашированная доска. В Европе каждый альпийский отель отделан только этой доской. Также сейчас многие хотят сказку. Человек устает от суеты и ежедневного напряжения и за городом хочет создать такой оазис. Еще популярна карельская сухая сосна: дорогой материал, который тяжело добывать, но очень экологичный и прочный. Но главной тенденцией я бы назвал близость к природе.

— Среднестатистический человек в течение жизни строит один дом. Идеально, если этот дом будет передаваться из поколения в поколение. Что может архитектор посоветовать собственнику, чтобы его дом с течением времени не устаревал?

Соблюдать стиль. Если дом построен в выдержанном стиле, он не устаревает. Еще я бы посоветовал соблюдать традиции. Такие дома берегут и не перестраивают, в них невооруженным глазом видна работа архитектора. Но у нас такая большая страна, и в ней живут люди настолько разного социального статуса, что дать единый совет невозможно. Хорошая архитектура остается достоянием избранных. И тут дело не в деньгах, а, скорее, в просвещенности. Поэтому мы пытаемся прививать хороший вкус через СМИ, выставки и все доступные нам каналы. Сейчас, кстати, наметилась тенденция перестраивать и реконструировать то, что было возведено в 1990-е годы.

И еще всегда останутся в моде классические дома! Традиционные русские дома с их неповторимой резьбой никуда не денутся.