Правовое поле

Кадастровый паспорт участка

Кадастровый паспорт участка является главным документом для всех владельцев загородной недвижимости. Сегодня мы ответим на самые частые вопросы, связанные с кадастровым паспортом: что это такое, где и как получить, для чего он необходим, срок его действия.

Что такое кадастровый паспорт участка?

Это основной документ, который подтверждает право собственности на землю. Без него невозможны никакие операции с участком. Важно учитывать, что с 2017 года кадастровые паспорта перестали выдаваться. Теперь их заменяет выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), содержащая описание основных характеристик земли. При этом ранее выданные кадастровые паспорта на земельные участки не потеряли своей юридической силы.

Кадастровый паспорт, как и выписка из ЕГРН, состоит из нескольких листов.

На первом листе В1 указывается следующая информация об участке:

1. Кадастровый номер.

2. Точный адрес.

3. Площадь.

4. Кадастровая стоимость.

5. К какой категории земли относится участок.

6. Вид разрешённого использования земли.

7. Фамилия, имя, отчество собственников и их паспортные данные.

8. Данные о ранее совершённых сделках с участком.

На втором листе кадастрового паспорта В2 изображается схема участка, выполненная в заявленном масштабе, а также подробная экспликация. Если не проводилась процедура межевания, то этот лист остаётся пустой, а в примечаниях к листу В1 указывается, что границы не установлены.

Третья часть кадастрового паспорта В3 содержит информацию о наложенных на участок обременениях и ограничениях. Нет ограничений в виде передачи в залог, ипотеки или сервитута? Тогда этот лист в паспорте пустой.

В четвёртой части В4 даётся описание границ надела с уточнением размеров и углов. Данная информация является прямым результатом работ по межеванию. Заполняется в случае, если участок состоит из нескольких частей.

И в самой последней ‒ пятой части В5 ‒ уточняется количество поворотных точек в установленных границах надела.

Назначение документа

Получение кадастрового паспорта требует времени. Поэтому его обычно оформляют только в случае необходимости. Самые распространённые примеры, когда вам обязательно потребуется предъявить кадастровый паспорт или заменяющую его выписку из ЕГРН:

  1. Документ необходим во время проведения всех операций с недвижимостью: для оформления договоров купли-продажи, дарения, обмена, а также в случае отчуждения строений, расположенных на участке.
  2. Для оформления завещания или для вступления в наследство. При этом речь идёт не только о самом участке, но и всего, что на нём построено (дом, баня, гараж).
  3. Для передачи имущества по договору аренды.
  4. Для оформления документов, связанных со строительством на участке.
  5. Для регистрации в жилом доме, который находится на участке.
  6. Для оформления процедуры залога земли и строений.
  7. При страховании участка и дома.
  8. Он необходим при оформлении процедуры банкротства физического или юридического лица.
  9. В случае передачи в уставной капитал юридического лица.
  10. При получении возмещения от государства для ликвидации последствий стихийного бедствия.
  11. Во время судебных споров и разбирательств.

Срок действия кадастрового паспорта

Согласно Федеральному закону 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности», срок действия паспорта не ограничен. Однако каждые пять лет производится кадастровая инвентаризация всех участков, во время которой может измениться кадастровая стоимость участка в большую или меньшую сторону. Подобное изменение не лишает документ его юридической силы, но обратите внимание, что при проведении имущественной сделки или иной юридической процедуры требуется, чтобы кадастровый паспорт участка был получен не позже чем за три года.

Получение кадастрового паспорта

Документ выдаётся только на участки, зарегистрированные Росреестром. Если вы не прошли подобную процедуру, то вам необходимо предоставить в соответствующие органы следующие документы:

  1. Паспорт собственника.
  2. План межевания.
  3. Документацию, подтверждающую право собственности на земельный участок.
  4. Документы с указанием ограничений на данную землю.

Если принадлежащий вам участок уже поставлен на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт можно несколькими способами:

  1. Прийти лично в любое отделение МФЦ или Кадастровую палату.
  2. Заполнить заявление через сайт «Госуслуги». Помните, что для этого вам нужно самостоятельно отсканировать все документы и квитанцию об оплате госпошлины. Без квитанции отправить заявление у вас не получится!
  3. На сайте Росреестра с обязательным прикреплением сканов документов и квитанции об оплате госпошлины.

Госпошлина за получение кадастрового паспорта в 2019 году составляет 200 рублей для физических и 600 рублей для юридических лиц.

Срок выполнения услуги ‒ пять рабочих дней.

Заказать кадастровый паспорт через интернет, конечно же, удобно. Но за получением документа вам всё равно придётся ехать в отделение МФЦ или Росреестра.

Также получить кадастровый паспорт может и ваш представитель. В этом случае нужно дополнительно предоставить его паспорт и доверенность.

 В каких случаях кадастровый паспорт подлежит замене?

Кадастровый паспорт не только можно, но и нужно менять. В нём должна отражаться самая актуальная информация! Итак, вы можете заменить старый кадастровый паспорт в следующих случаях:

  1. После проведения кадастровой инвентаризации и изменения кадастровой стоимости участка.
  2. При обнаружении в документе ошибки или неточности.
  3. При любых изменениях площади, конфигурации или границ участка, то есть при разделе или объединении участка, а также при присоединении дополнительной площади.
  4. Внесение изменений в адрес, то есть в случае переименования населённого пункта, улицы.
  5. В случае изменения координат межевых границ или поворотных точек.
  6. При изменении категории земли и целевого назначения земельного участка.

Как оформить замену кадастрового паспорта на землю?

Внесение изменений допускается по инициативе правообладателя или регистрационного органа. Росреестр вносит обновления в записи кадастра при проведении ревизии. Но информационное содержание документа изменяется только после того, как правообладатель подаст в Росреестр заявку о замене устаревших сведений.

Чтобы оформить замену кадастрового паспорта, необходимо обратиться в МФЦ или Росреестр лично либо через интернет.

Перечень документов, необходимых для внесения изменений в кадастровый паспорт участка:

  1. Паспорт собственника.
  2. Документ, подтверждающий право собственности на землю.
  3. Документ, подтверждающий изменения, произошедшие с участком.
  4. Заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт.
  5. Квитанция об оплате госпошлины в размере 200 рублей для физических и 600 рублей для юридических лиц.

Список документов при замене паспорта лучше уточнить у сотрудников МФЦ или Росреестра, так как для каждой ситуации требуется свой пакет документов, подтверждающих изменения. Например, если у вас изменилась кадастровая стоимость в результате проведения Росреестром кадастровой инвентаризации, то достаточно предоставить к основному перечню документов кадастровую выписку. Если у вас произошло изменение границ, то обязательно потребуется план межевания.

Срок получения кадастрового паспорта земельного участка после внесения соответствующих изменений – пять рабочих дней.