Жизнь за городом

Банный день

Наши очень далекие предки не страдали чистоплотностью — не те были в пещерах условия. Однако и им однажды стало понятно, что процесс мытья — это не только про чистоту, но и про здоровье. В банях не только мылись, но и знакомились, устраивали смотрины женихам и невестам, рожали, лечились, провожали в последний путь, решали важные вопросы, общались, колдовали... И так получилось, что баня стала незаменимым атрибутом цивилизации. В разных концах обитаемой земли возникали свои банные традиции, которые в общем и целом оказывались очень похожими друг на друга. Может быть, потому, что баня – это место, где мы все нагие, и именно это нас объединяет?

Древнее изобретение

Найденные в палеолитических стоянках груды камней археологи никак не могли идентифицировать. Потом сошлись во мнении, что это – самые первые бани на планете. К такому мнению пришли и потому, что дошедшие в своей первобытности до наших дней архаичные племена – те же американские индейцы – использовали и используют похожие «сооружения» для ритуальных омовений. Собирают над камнями конструкцию из веток и прутьев, затягивают их шкурами, нагоняют внутрь пара, плеская на раскаленные камни воду с вытяжками из галлюциногенных трав и грибов, и шаманят потихоньку.

С течением тысячелетий от груды камней баня шагнула далеко вперед. Сначала ее усовершенствовали кочевники. Скифы, по описанию историка Геродота, возводили над ямой с камнями подобие юрт из войлока, а потом разбрасывали по раскаленным камням семена конопли. Рядом стоял огромный казан с водой, куда бросали раскаленные камни для получения пара. Что интересно, по описанию историка, пара скифам хватало – водой они не мыли тела никогда.

Древние египтяне были куда чистоплотнее. Жрецы, например, мылись четырежды в день. Понятно, что при таких привычках пришлось возводить настоящие сооружения для мытья, они представляли собой глиняные бассейны или каменные ванны, в которых плескалась холодная вода. Мыться было зябко, и поэтому именно египтяне придумали то, что потом переняли у них и греки, и римляне, и византийцы с арабами: парную. В этом помещении каменные лежаки подогревались огнем очага, который располагался этажом ниже, а теплый воздух подавался через отверстия. Тут мылись пчелиным воском, банщики делали гостям целебные растирания, а по соседству иногда располагался и специальный кабинет-лечебница, где проводились простейшие операции.

Считается, что массаж привнесли в парную индусы. Причем делали его сразу двое банщиков-слуг. Длился сеанс разминания всего тела около часа, и человек будто рождался заново. А вот коньком в древнекитайских банях были всевозможные целебные ванны и травяные компрессы.

Золотой век

Поговаривают, что отец медицины Гиппократ банные процедуры прописывал половине больных (даже безнадежным). Название баням-лаконикумам Древней Греции дали спартанцы: крепкие телом и духом лакедемоняне придавали банным процедурам большое значение и умели качественно строить «помывочные». Это были круглые дома с очагом и ванной внутри. Слива не было: воду из емкости после мытья просто вычерпывали и наливали заново. После визита Александра Македонского к пределам Ойкумены стали строить бани по примеру египетских, с подогреваемыми полами и прообразом водопровода. Хотя общественные бани были доступны всем жителям полуострова без исключения, богачи предпочитали уединяться в персональных, облицованных драгоценными камнями и драгметаллами.

Еще больше усердствовали в устройстве своих терм древние римляне. Ведь иногда они проводили в бане дни напролет, устраивали тут и собрания, и роскошные пиры, и поэтические чтения, и театральные представления, и физкультминутки... Каждый император считал своим долгом первым делом построить баню. Архитекторы старались перещеголять друг друга в создании роскошных дворцов, предназначенных исключительно для омовений: анфилады колонн, водопады, фонтаны, скульптуры, цветущие внутренние дворики. Стены украшали фресками и мозаикой, а тазы и кувшины были из серебра и золота. По устройству термы были многофункциональными: тут были помещения с сухим жаром и влажным паром (температура доходила до 85С), система душей, бассейны с теплой и холодной водой для контрастных погружений, купальни. Тут же принимали лекари и делали массаж слуги, цирюльники брили и удаляли мозоли. В частных владениях рядом находился парк для прогулок и площадка для игр и гимнастики. Римляне продумали систему подачи воды в совершенстве: по акведукам она поступала в огромном количестве, наполняла трубы, стекала по стенам и затем уходила в канализацию. А за подогрев полов и стен отвечала усовершенствованная римлянами египетская система центрального отопления — гипокауст.

Немытая Европа

Пока Римская империя не развалилась, чистым было население только там, куда ступала нога римлянина. На далеких завоеванных землях имперские войска первым делом строили термы, и развалины гипокаустов находят даже в холодной Британии (на месте одного из банных римских комплексов, кстати, появился знаменитый английский курорт Бат). Но потом термы превратили в храмы, а термальные традиции подзабылись. Средневековая Европа мылась в лучшем случае дважды в году – на Пасху и Рождество. Публичные банные комплексы появились в европейских городах только веке в 9-м. И были они не такие роскошные, как римские или византийские: посетители парились, лежа на лавках, мылись в деревянных чанах. Баня была больше заведением вроде медпункта в сочетании с парикмахерской. Хильдегарда Бингенская, монахиня и святая, известная своими трудами по народной медицине, писала, что при болезнях надо в бане пить отвары лекарственных трав и этими же отварами плескать на раскаленные камни для ингаляций. А еще в баню шли затем, чтобы побриться или постричься, сделать кровопускание или срезать мозоли – банщики были по совместительству и цирюльниками, и еще успевали подрабатывать пожарными (у них всегда была вода и кадки).

Частенько бани соседствовали с борделями, и отчасти поэтому они окончательно пришли в упадок к 16 веку. Тогда воцарилось мнение, что мыться — очень вредно для здоровья. Считается, что «спонсорами» этого мнения были священники, считавшие бани рассадником распутства и венерических болезней. Последствия этого убеждения европейцы разгребали еще на протяжении нескольких столетий, когда население целых городов выкашивали чума, холера, чесотка и потница. Воды боялись, как огня! Говорят, что даже сиятельный король-солнце Людовик XIV мылся всего два раза в жизни.

Только во времена Ренессанса возродились и идеи, которые мы сейчас назвали бы культурой спа. Бани снова в почете, по всей Европе народ ездит на воды, открываются новые термальные источники (в том числе и в Спа), возводятся целые курорты. Это больше роскошный образ жизни, нежели нужды рутинной гигиены. Вновь целебные свойства бани и других видов водных процедур были «открыты» лишь в XIX веке.

Восточные прелести

Византия и мусульманский Восток бани продолжали совершенствовать даже после распада Римской империи. Но в Малой Азии они перестали быть центром общественной жизни: в Константинополе многие термы были переделаны в храмы, а мылись люди в убогих строениях, которые топились по-черному. Зато именно из Византии идею римских терм как образа жизни вывезли на Аравийский полуостров арабы. Тут она прижилась: частые, по 5 раз в день, омовения предписываются исламом. Поэтому хаммам – так стала называться баня в этих местах – тут не просто прижился, но вновь обрел свою социальную значимость. А постройка хаммама приравнивалась к постройке мечети и считалась богоугодным делом, позволяющим «смыть все грехи». Да и ходили в баню арабы почти так же часто, как в мечеть.

Пар в восточных банях влажный, поэтому высокая температура тут не очень чувствуется. Меж тем залов хаммаме несколько, и если в первом всего 35 градусов, то к концу путешествия из комнаты в комнату можно оказаться в жаре практически 100С при стопроцентной же влажности. Разомлеть в хаммаме очень легко, поэтому завершается процедура холодным обливанием, которое сразу дарит бодрость. И, кстати, именно холодные обливания — нововведение арабов, которые хоть и научились в свое время со вкусом париться, холодной водой обливаться не переставали. Дело в том, что мыться путем погружения в закрытую емкость с водой мусульманам религия не позволяет — это все равно, что мыться в собственной грязи. Чистоту дарит лишь вода проточная. Вот и обливаются на радость себе и иммунитету. А вся процедура в хаммаме включает в себя разогрев тела, энергичный массаж, пилинг с помощью специальной льняной рукавицы, мытье с мылом и обливание. После чего можно пить чай, курить кальян и всячески расслабляться.

Еще дальше на восток, в Японии, практиковалась баня, которая для русского выглядит воплощенной сказкой. Помните, герою предстоит искупаться в трех чанах: кипятке, молоке и ключевой водице, или, как вариант, воде живой, воде мертвой и опять же родниковой? Зато должен Иван-дурак появиться на свет белый обновленным красавцем, молодцом и царевичем.

Так вот, в Японии действительно парятся в большой деревянной бочке-офуро, под которой топится печка. Внутри бочки — комфортная скамеечка, на которой сидишь и ждешь, пока тело прогреется, поры раскроются и кожа задышит. Никакого мыла в воду не добавляют. А прежде чем залезть в бочку, обязательно нужно тщательно вымыться и ополоснуться. Этому есть объяснение: раньше натаскать воды в такую бочку было хлопотным занятием, поэтому парились в одной воде всем большим семейством по очереди – сначала глава семьи, затем домочадцы. Тот же порядок и в общественных японских банях, которые называются сэнто. Там помывочное отделение напоминает большую ванну либо бассейн с водой, нагретой до 45-50 градусов. И прежде чем залезть туда в компании себе подобных, обязательно нужно вымыть все тело в тазике, и не единожды. Традиция такова, что в сэнто (как и в наших саунах и банях) назначаются, бывает, и важные встречи, где люди «решают вопросы». Или любуются интерьерами с икебанами и прочими красивыми вещами, оздоравливая не только тело, но и душу. Раньше в сэнто всегда работали молодые девушки-служанки — юна — которые не только помогали клиентам мыться, но и оказывали им услуги иного характера. За дополнительные деньги, кончено.

По-черному или по-белому?

Римские корни прослеживаются и в русской бане: говорят, что само слово произошло от искаженного бальнеум, что на вульгарной латыни означало место для парных процедур. А вот в «Повести временных лет» 945 года, в которой рассказывается, как княгиня Ольга отомстила за смерть своего мужа Игоря древлянским послам, баня называется «истобъка». Княгиня, как известно, предложила послам попариться с дороги, да и сожгла их в запертой бане.

Еще бани на Руси назывались мовью, мовницей, мыльней, мыленкой. Одну из таких, по преданию, увидел апостол Андрей в Новгороде: «И натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут». Да и Батый, видя, как окуренные паром мужики валятся в замерзшую Оку неподалеку от Рязани, очень удивился и усомнился, можно ли победить людей, у которых такие причудливые обычаи.

Частную баню могло себе позволить далеко не все. Тогда баня называлась «влазней» или «лазней» — только так, ползком, можно было влезть в большую печь, которая заменяла обитателям избы парную. Печь протапливалась, затем зола убиралась, печь выстилалась соломой, и крестьяне мылись внутри, поливая себя водой из чугунков и сторонясь закопченных стен.

И по сию пору встречаются бани, которые топятся «по-черному». Дым в такой бане-пятистенке горит в открытом очаге и вытягивается через дверь, либо в окно и отверстие в потолке. В такой бане долго не пробудешь: остатки дыма выедают глаза, а воздух горчит и провоцирует кашель, особенно если топят березовыми дровами. Зато благодаря содержанию природного антисептика — дегтя — воздух в такой бане, говорят, по стерильности может соперничать с атмосферой операционной.

Кстати, несмотря на устоявшееся название, то, что мы привыкли называть «финской сауной» — продукт совершенно современный, появившийся только с появлением электричества. На самом деле, традиционная финская баня очень похожа на русскую: тот же пар, те же березовые веники... Впрочем, чего удивляться, когда-то Финляндия была частью Российской империи. Зато куда более причудлива шведская басту. Ее с полным правом можно назвать баней вверх тормашками: она имеет щели в полу, и горячий воздух, поднимаясь вверх, вытесняет холодный вниз, так и протапливают.

Сакральное место

Поскольку баня всегда была немного больше, чем просто помывочная, то не удивительно, что и само строение, и процесс в целом обрастали ритуалами, мифами и табу.

Место, призванное блюсти чистоту тела, считалось местом нечистым. Например, если дом хранил домовой, то в бане хозяйничал банник. Этот дух не всегда был расположенным, и чтобы его задобрить, соблюдались специальные ритуалы. Например, у него просили разрешения попариться, а потом благодарили за пар, подкармливали ржаным хлебушком. После трех перемен в баню не ходили, на пороге бани не сидели – чтобы черти не унесли. И ночью в бане старались не бывать: лучше уж в стогу сена переночевать путнику, чем в бане, — таково было поверье.

Что же касается людей, то в бане хозяйничали повитухи, знахарки и ведуньи: «бабки» варили тут свои снадобья и читали заговоры, лечили больных.

Именно в банях, а вовсе не в полях, зачинали, а потом и рожали детей. Причем роженица с новорожденным переселялась в дом далеко не сразу, а лишь когда становилась «чистой».

Неудивительно, что такое место у жителей Руси никогда не стояло вплотную к дому, только на отшибе. Так, указом 1649 года предписывалось «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Так они и строятся и в наши дни, в эру электричества и интернета.

Анна Артемова