Жизнь за городом

Тайны дворянского гнезда

Старинные имения и усадьбы несут в себе память о жизни их владельцев. В этих стенах домочадцы ссорились и любили, проводили балы и чинили козни, но неизменно хранили свои родные пенаты для потомков. Какие они — родовые поместья былых времён? Что за истории и тайны хранят их комнаты и залы?

Тульский Петергоф для бастарда. Богородицк

Этот уездный городок в нескольких верстах от Куликова поля с незапамятных времен имел стратегическое значение — местная крепость располагалась на Воронежском тракте и защищала стольную Москву от набегов татар, а позднее здесь разводили прекрасных скаковых лошадей на конном заводе. Всё переменилось при Екатерине Великой, которая с легкой руки самодержицы «одолжила» эти земли у тогдашних владельцев, чтобы поселить там своего второго сынулю — незаконнорожденного Алексея Сицкого (в дальнейшем Бобринского), отцом которого был фаворит шальной императрицы Григорий Орлов. На месте крепости возвели роскошный усадебный дворец, который и сейчас поражает своим великолепием и архитектурными приёмами. На месте крепостных валов появился первый в России парк, созданный по всем правилам ландшафтного дизайна. Благодаря оригинальной планировке усадьбы и парка Богородицк с высоты птичьего полета стал похож на веер — пять улиц сходятся в центральной точке дворца, а главная образует центральную аллею парка. Такой грандиозный проект осуществился благодаря уникальным талантам управляющего имением — Алексея Болотова, ученого, астронома и первого отечественного ландшафтного дизайнера. Чтобы создать «чудо» природы, он пересадил взрослые деревья, изменил русло местного родника и придумал с десяток всевозможных технических сооружений. Но любезный сын Екатерины и владелец усадьбы в Богородицке не торопился приезжать в родные пенаты. Впервые он появился на тульской земле лишь в 34 года, уже после того, как вдоволь поколесил по Европе, потратил на женщин и кутёж несколько сотен тысяч маминых рублей и просидел «в углу» до самой её смерти (недовольная его поведением Екатерина сослала сына в Ревель). Изменила всё женитьба — после свадьбы с баронессой Анной Унгерн-Штернберг Алексей Бобринский забыл карты и вино, занялся в своем имении сельским хозяйством, минералогией и астрономией, а его потомство с успехом хозяйничало в Богородицке в течение ещё трех поколений. Кстати, проживавший неподалёку Лев Толстой даже «поселил» в их доме одного знаменитого персонажа, списав с усадьбы Бобринских образ дома Вронского из «Анны Карениной».

Заповедник красоты. Поленово

Знаменитый автор «Московского дворика» и «Бабушкиного сада» Василий Поленов с рождения был городским жителем, но всегда мечтал поселиться в собственном имении среди густых лесов и бескрайних полей. И как-то, проплывая на теплоходе по Оке, он увидел живописную деревеньку на высоком берегу, а рядом с ней разваливающийся усадебный дом обедневших помещиков. Его мечты стали реальностью: император Александр III недавно приобрел картину «Христос и грешница» за баснословные по тем временам 30 тысяч рублей, имение в деревеньке Бёхово на Оке (теперь это Поленово) оказалось выставленным на продажу, а община крестьян, которая по тогдашнему закону не имела права продавать землю, придумала отдать её в обмен (Поленов увеличил для них размер пахотных земель в 2 раза). Здесь, на высоком берегу Оки, он создал для своей семьи настоящий «Поленовский рай», «заповедник красоты» — с густым садом, корабельной рощей, мастерскими для художников и приходящих на обучение крестьянских детей, уютными домиками и, конечно, впечатляющими видами, которые наполняли его вдохновением и счастьем. Естественно, все постройки были возведены по проектам самого художника. Он упорствовал и называл их стиль скандинавским, хотя в реальности это особенный «поленовский» стиль, сделавший его усадьбу узнаваемой из тысяч других. Счастливой была и судьба самой усадьбы — после революции её обошла стороной национализация. Новые власти (просто чудо какое-то!) предоставили её Поленову с семьей в пожизненное пользование, постыдившись «раскулачивать» живописца, а в 1926 году даже присвоили ему звание Народного художника Республики. После кончины Василия Дмитриевича его вотчина также не стала жертвой грабежа и приютом запустения — уже в 1931-м здесь открыли первый провинциальный музей, прославивший детище Поленова как «Дом на Оке».

Дом Онегина и Пиковой дамы. Большие Вязёмы

Хотя главным имением знаменитого рода Голицыных считалась усадьба в подмосковных Дубровицах, но гораздо больший след в истории оставили их владения в Больших Вязёмах, что под Одинцовым. Одно только присутствие Пушкина чего стоит... Но обо всём по порядку. «Дядька царя» боярин Борис Голицын, который был наставником Петра I, получил Вязёмы от своего воспитанника в весьма потрепанном состоянии — до него тут и постоялый двор был при Иване Грозном, и Бориска мечтал о царстве, обнеся свой терем крепостной стеной, и Лжедмитрий с женой-ведьмой Мариной Мнишек летние вечера коротали, оставив после себя одно пепелище вместо хором Годунова. Но свято место пусто не бывает, и Голицын отстроит здесь имение, как говорится на века — с суконной фабрикой, мельницами, конным заводом, плотиной и огромным селом в 30 домов. Услужил потомкам, расстарался, нет слов, ведь Вязёмы принадлежали им вплоть до самой революции, что по меркам многих дворянских гнёзд, переходящих из рук в руки, большая редкость. Но самые интересные события захватили усадьбу в XIX веке. Тут и маленький Сашенька Пушкин гулял с бабушкой, у которой жил по соседству в Захарово, и Кутузов с Наполеоном ночевали в 1812-м (причем поговаривают, что в одной и той же комнате с интервалом в несколько дней), и Толстой с Гоголем гостевали, и Наталья Гончарова всё того же Пушкина (но уже подросшего) очаровала. Новая эпоха превратила Вязёмы в элитный дачный посёлок — ещё дореволюционный, принадлежавший всё тем же Голицыным. А для нас, простых смертных, усадьба ещё и в учебники попала, став одним из прообразов дома Онегина (бабушкино Захарово подарило миру дом Лариных) и владениями Пиковой дамы, которую Александр Сергеевич списал со знаменитой «усатой княгини» Натальи Петровны Голицыной. Так что теперь столь богатый на события дом стал обителью пушкинского наследия и его музеем.

Сказка для бесприданницы. Талашкино-Флёново

Усадьбу Талашкино вы не найдете на карте — ее разграбили и уничтожили во время Великой отечественной войны. На фото лишь реконструкция усадьбы. Но история этого невероятного дома, а вернее его хозяйки, и наследие, оставленное ею, — хороший повод наведаться в небольшой посёлок Флёново под Смоленском. В конце XIX века усадьбу Талашкино и соседний хутор приобрели молодожены Тенишевы. Она — Мария Клавдиевна, бесприданница, рожденная вне брака. Он — князь, ставший её вторым мужем и верной опорой. Мадам Тенишева водила дружбу с известными меценатами, художниками и писателями. В гости приезжали Бенуа, Рерих и Васнецов. В доме была потрясающая коллекция русского искусства, живописного и декоративно-прикладного. А благодаря страстному увлечению русской стариной, незаурядному таланту и уму, а также любви к простым крестьянам чета Тенишевых превратила своё имение в волшебный мир, у которого даже названье немного напоминает о сказках, — Талашкино-Флёново. В этом мире стоит терем-теремок — резной домик, созданный руками знаменитого автора Матрёшки Сергеем Малютиным. Рядом, на холме — фантазийная церковь Святого Духа, украшенная мозаикой и расписанная самим Николаем Рерихом. Для простых детей на хуторе открыли школу ремёсел, где известные деятели искусства из Москвы преподавали чеканку, керамику, роспись по дереву и ткани. В аграрной школе готовили реализаторов столыпинских реформ. При этом сам хутор больше напоминал дом отдыха или детский санаторий — здесь была и купальня летом, и ледяные горки зимой — вот что значит грамотно организовать учебное пространство. Сейчас Флёново — не менее привлекательное место. И теремок сохранился, и школа, и удивительная церковь. Даже «хозяйка» этого дома до сих пор приветствует путешественников в своем бронзовом кринолине.

Ольга Дедова